Леонардо ДиКаприо: я вылитый молодой Ленин!
19.02.2010 г.
Накануне премьеры нового триллера Мартина Скорсезе «Остров проклятых» кумир миллионов дал эксклюзивное интервью
В хитро сочиненном сюжете этого психоделического ретро-триллера у ДиКаприо главная роль - молодого ветерана Второй мировой, чье сердце навсегда разбито гибелью его жены. Жажда мести и служебный долг федерального маршала отправляют его на маленький остров, на котором американские врачи-убийцы ставят эксперименты над заключенными, не уступающие по жестокости тем, что проводили при Гитлере. На «Острове проклятых» герой ДиКаприо должен разыскать человека, повинного в гибели жены, но, разумеется, сам становится игрушкой в руках несносных психотерапевтов.
- Несколько лет назад мы общались перед премьерой «Авиатора», и ты сказал тогда, что Мартин Скорсезе тебе как отец родной.
- Неужели я так сказал? А пленочку послушать можно?
- Значит, уже не отец?
- Ну, со времен нашего первого совместного фильма «Банды Нью-Йорка» много воды утекло. 10 лет прошло, наши отношения изменились. Партнерство и доверие - вот как бы я сейчас определил их сущность. Для меня он был и остается учителем. Вероятно, ему потребовалось больше времени, чтобы начать доверять мне в той же степени, что я ему. Но «Остров проклятых» - уже четвертый фильм, который мы сделали вместе. И уровень его доверия ко мне, я думаю, сейчас уже довольно высок. Он приглашает актера, только если чувствует, что тот сможет вылепить для него будущий образ. Я никогда не видел, чтобы он возражал против тех предложений, что делает актер в процессе работы. Он считает, что персонаж принадлежит играющему его актеру. И поскольку, в каких бы жанрах ни работал Скорсезе, он всегда снимает фильмы, в центре которых человеческие характеры, он отлично знает, что их главный мотор - вера зрителя в реальность этих героев. Герои великолепных картин Скорсезе, как правило, люди неидеальные, с ущербами и изъянами. Такие, как Тедди в «Острове проклятых». Впрочем, кто из нас без изъяна?
- Если однажды Скорсезе попросит тебя сняться в картине, которая будет тебе неинтересна, ты сможешь отказать?
- Не знаю. Посмотрим. Для меня он величайший из ныне живущих режиссеров. Мы сделали вместе четыре картины за прошедшие 10 лет, и лучше ничего быть не может.
- И, кажется, собираетесь делать пятую - то ли о Синатре, то ли о Рузвельте?
- Это досужие слухи. Марти пока не собирается снимать ни то, ни другое. Он только что сделал Нфильм о мафии в Атлантик-сити для телеканала НВО. Что он будет снимать дальше, пока не ясно. Насчет Рузвельта пока ничего не ясно. К тому же я не знаю, захочет ли Марти, чтобы эту роль играл именно я.
- Тебя всегда привлекала история и ее реальные герои. В прошлом нашем интервью ты говорил, что не прочь сыграть Сталина.
- В кино все упирается в сценарий. Желательно очень хороший. Такового пока нет.
- Но интерес к этому персонажу в тебе живет до сих пор?
- Не то слово! Ведь это удивительная эпоха, о которой мне много рассказывала моя бабушка. Она была русской. Вторая мировая, ГУЛАГ и другие трагедии, которые пережила Россия, - всем этим я интересуюсь именно благодаря ее рассказам. Я не знаю, удастся ли мне когда-нибудь сыграть Сталина. Увижу ли я вообще этот сценарий. Могу лишь повторить, что сыграть такого человека было бы мне ужасно интересно.
- Не могу не сказать, что на Сталина ты не похож совершенно. Хотя кто угодно в России скажет, что ты - вылитый молодой...
- (Перебивает.) Ленин! Я слышал об этом! И видел его фотографии... Есть, по-моему, что-то общее в форме бровей...
- Да, пока он не полысел, Ленин был вылитый ДиКаприо. Или Сталин тебе милее?
- Да оба они хороши! Только сценариев-то у меня нет!
- Но ты же сам продюсер, можешь запускать проекты, если что-то тебе интересно.
- После этого разговора, пожалуй, и запущу. Серьезно, у меня начинают зарождаться идеи...
- Меня очень впечатлила твоя отменная работа в картине «Дорога перемен». Ты когда-нибудь чувствовал себя, как этот персонаж, чьи мечты о прекрасной жизни поглотила рутина? У тебя ведь тоже есть рутина, пусть она и отличается от жизни большинства.
- Да, конечно... Спасибо за комплимент. С этим персонажем трудно не идентифицироваться, даже если твоя жизнь совсем не похожа на его жизнь... Я действительно близко к сердцу принял историю о потере мечты. Герои жертвуют ею с целью соответствовать общественным установкам. Есть же некий стереотип о том, какой должна быть жизнь. С ним нужно бороться. Это универсальная тема, которая близка каждому. Любой из нас хочет вести интересную жизнь, но не у каждого, увы, получается все, как задумано. «Дорога перемен» в большой степени посвящена конкретному этапу в американской истории - постиндустриальному обществу, возникавшему в 1950-е годы. Тогда как раз формировались стереотипы благополучной семейной жизни в пригороде: идеальный дом за идеально покрашенным забором и такие же идеальные хозяева. Потом стало ясно, что за этим фасадом скрываются живые люди, очень далекие от совершенства. Это было очень интересно играть.
- В общем, ситуация, когда реальность рушит мечты, тебе знакома?
- Работа в кино отнимает саму реальность! Когда я уезжаю на съемки на пять месяцев, я полностью выпадаю из жизни. Попадаю в какие-то экзотические места, погружаюсь в другой мир, населенный людьми, которых нечасто встретишь на улице. Чтобы вернуться в реальную жизнь, нужно приложить немалые усилия. Вот почему множество людей моей профессии страдают синдромом Питера Пена. Вернуться к рутине и жить нормальной жизнью им уже трудно. Ведь на съемках ты проживаешь чужую жизнь. А собственная дробится, в нее постоянно кто-то влезает.
- «Остров проклятых» посвящен проблеме человеческого безумия. Той скользкой грани, что отделяет «нормального» человека от «ненормального». Всегда хотел спросить: как ты умудряешься не потерять голову, будучи тем, кем ты являешься уже много лет?
- Самое главное мое испытание на вменяемость было после выхода «Титаника». Самое трудное испытание в моей жизни. Я обнаружил себя в ситуации, когда со стороны должен был наблюдать за всей этой истерией и при этом осознавать, что ее объект - я сам. При этом я полностью отдавал себе отчет в том, что эта истерия не имела никакого отношения лично ко мне. Это мой образ, мое изображение на экране, но не я сам. А девочки решили, что я и есть тот самый романтический герой, которого они видели на экране... Когда отстраняешься от всего этого, понимаешь, что все это очень далеко от реальности, все это фантазия, помноженная на бесконечность. Когда я понял это, то попытался извлечь максимум из сложившейся ситуации. Поставил ее на службу своей карьере. Это позволило мне впоследствии выбирать интересовавшие меня роли. При этом я осознаю, что фантазия в любой момент может рассеяться. Рано или поздно она померкнет и испарится. Но пока она живет, глупо не использовать ее себе во благо!
- Тебе нравится смотреть на свое изображение на экране?
- Только потому, что я очень люблю кино! И потом, мне интересно, удалось ли воплотить все, что я собирался, или все пошло наперекосяк и никто ничего не понял. Иногда ведь играешь одно, а народ видит совершенно другое, не чувствует никакой связи с персонажем, хотя, по моим понятиям, должен бы чувствовать. Иной раз наблюдаешь, какой резонанс вдруг вызывает какой-нибудь жест, которому не придавал никакого значения. Вот тут-то и призадумаешься. Я ведь и не думал всерьез об этой сцене, я на другую сцену рассчитывал, а она всем по барабану оказалась. Вот ведь оно как случилось. Вот мне и интересно, как аудитория реагирует на ту или иную мою работу.
- Ты второй человек, который признался, что любит смотреть свои фильмы. Первым был Сэмьюэл Л. Джексон. Он сказал, что все, кто говорит, что терпеть не может смотреть на себя, - вруны. Зачем ты вообще идешь в эту профессию, если твое изображение тебе противно?
- Трудно смотреть на себя, когда фильм только что сделан. Слишком уж ты привязан к нему. Он настолько сидит в тебе, что от этого трудно освободиться. Потому и объективным по отношению к себе быть сложно, отстраниться не получается. Зато по прошествии 10 лет я спокойно смотрю свои фильмы и вижу их недостатки или достоинства. Для меня это наука. Я учусь, глядя свои фильмы.
- Ты в основном снимаешься в драмах, серьезных картинах. Хотел бы сняться в комедии или мюзикле?
- Я открыт для предложений! Только реальных пока нет. Комедии и мюзиклы показывают жизнь в гротесковом свете, мне трудно установить с ними эмоциональный контакт. Но вот замечательный актер Дэниэл Дэй-Луис, мой партнер по «Бандам Нью-Йорка», только что сыграл у Роба Маршала в мюзикле «Девять». Вот от такого фильма я бы не отказался! Или сняться у великого Вуди Алена в комедии в его стиле!
- Ты же играл у него в «Знаменитости».
- Да, но это маленькая роль, камео. От больших ролей ни у Маршала, ни у Вуди я бы не отказался.
- Что для тебя более важно - работа или жизнь?
- Я уж сказал - начинаешь работать и ставишь жизнь на паузу. Вот почему я очень тщательно выбираю проекты: этот выбор отражается на моей жизни. Если относиться всерьез к тому, что ты делаешь, и отдавать себя всего, необходимо быть сфокусированным на работе. Поэтому Дэниэл Дэй-Луис снимается только один раз в два года: когда он работает, ему приходится забывать о жене и детях. А он этого не хочет.
- Поэтому он в основном шьет обувь, а не снимается в кино.
- Да, так он отдыхает. После работы с ним на «Бандах Нью-Йорка» я тоже начал задумываться о том, что и мне бы хорошо завести какое-нибудь хобби. Но так и не присмотрел ничего подходящего. Есть предложения, чем бы мне заняться на досуге? |